Пивовары любят работать на варке пива так же сильно, как пить пиво вместо того, чтобы работать.

— Гарольд Рудольф

Реклама транснациональных пивоваренных компаний вернётся на стадионы и телевидение. (2014-06-28)

27 июня 2014 г. Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате Государственной Думы принять в первом чтении законопроект, временно приостанавливающий запрет на рекламу пива и напитков на его основе в местах проведения спортивных соревнований, в печатных изданиях и на телевидении.

Напомним, что наш Союз был одним из инициаторов введения в Российской Федерации запрета на рекламу пивоваренной продукции, благодаря чему независимое российское пивоварение переживает в последние годы настоящий ренессанс.

Слабым утешением для нас может быть факт, что законопроектом предлагается разрешить распространение рекламы только в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Для общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, таких как «Первый канал», «Телеканал «Россия», «НТВ» и т.д., а также для телеканалов, распространяемых на территории Российской Федерации посредством наземного эфирного вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, предлагаемое законопроектом разрешение не распространяется, т.к. перечисленные телеканалы не взимают плату с абонентов за просмотр.

В общем и целом, законопроект разрешает размещать рекламу во время трансляций соревнований: спортивных матчей, боев, игр, гонок. Причем такая реклама может появляться как в прямом эфире, так и в записи. А в местах проведения соревнований допускается не только реклама пива, но и его производителей. Этот законопроект, если будет принят, будет действовать до 31 декабря 2018 г.

Автор законопроекта — депутат Госдумы Игорь Зотов. В пояснительной записке к документу он объясняет необходимость его принятия тем, что в России скоро пройдут такие крупные спортивные мероприятия, как Кубок конфедераций FIFA в 2017 г. и чемпионат мира по футболу в 2018 г. А такие мероприятия, как правило, спонсируют именно производители пива, отмечает депутат.

«Более того, все права на рекламу во время международных спортивных соревнований принадлежат не их местным организаторам, а международным федерациям по видам спорта. Независимо от места проведения очередного мероприятия федерации соблюдают взятые на себя перед своими рекламодателями обязательства. Например, реклама спонсоров МОК, FIFA, UEFA во время проведения всех спортивных соревнований и на всех аренах, так же как и во время телетрансляций, обязательна», — говорится в пояснительной записке.

Что-то подсказывает нам, что Законопроект имеет шанс быть принятым Государственной Думой ещё в последние дни работы весенней сессии (продлится до 04 июля) и попасть на подпись Президенту уже в начале июля 2014 г.

Почему законодатели хотят вернуть рекламу пива на стадионы и кто стоит за данным Законопроектом? По понятным причинам, а самый простой из них – отсутствие миллиардных бюджетов на рекламу, на стадионах, а уже тем более по телевизору мы не увидим рекламу пива, произведённого независимым пивоваренным бизнесом России. Консультации, проведённые нами с производителями пива России, подтвердили этот факт. Напомним, что по оценке нашего Союза, бюджет транснационалов в 2011 г., потраченный на телерекламу, составил 5,5(!) миллиарда рублей.

Итак, счёт 1:0 в пользу  Carlsberg, Inbev, Heineken и SabMiller-Efes.   Да здравствует возвращение пивоваренного зомбирования населения Российской Федерации массовым, доступным и зачастую низкокачественным продуктом. Пять миллиардов рублей серьёзно туманят умы спортивных чиновников и страждущих их получить дельцов от бизнеса. В силу действующего запрета на рекламу пива разрешение рекламы пива исключительно для транснационалов можно оценить как увесистую пощёчину независимому бизнесу, ведь что бы ни говорили про рекламу, а она – двигатель торговли, поэтому деньги снова польются пенной струёй в карманы «большой четвёрки».

Предлагаем ознакомиться со следующими документами:
Текст законопроекта
Пояснительная записка
Заключение комитета
Решение комитета

Специалисты в области рекламы утверждают, что реклама позволяет потребителю выбрать из множества равных тот товар, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребительские запросы. И это справедливо в отношении некоторых товаров. Например, о стиральных порошках нам рассказывают, при какой температуре или для каких типов тканей их можно использовать, о моющих средствах полезно бывает узнать об их способности отмывать жир и прочее.

Когда речь заходит об алкоголе или табаке, ничего подобного не происходит. В отличие от молока реклама пива не рассказывает нам о том, сколько и каких витаминов мы потребим с литром данного напитка. Объяснение очень простое: ни один из этих товаров не в состоянии удовлетворять реальные потребности покупателей. Поэтому вся реклама, которую мы видим в отношении пива (как и другого алкоголя и табака) носит имиджевый характер. То есть нам внушают, какими крутыми мы сможем стать, если приобретем предлагаемый товар.

И это действительно эффективно воздействует на потенциального потребителя. Были проведены исследования среди подростков и молодых людей, и во всех них была обнаружена небольшая, но значимая взаимосвязь между просмотром рекламы алкоголя и более высоким уровнем потребления, о котором сообщают участники, а также соответствующим отношением к алкоголю. Было обнаружено, что реклама пива повышает потребление пива среди подростков и молодых людей. Согласно одному исследованию, пятиминутное увеличение просмотра рекламы алкоголя соответствует повышению потребления на пять грамм этанола в день. Например, в проведенном среди молодых людей исследовании те, кто сообщал о частом просмотре рекламы пива, выпивали в среднем шесть литров пива за месяц по сравнению с группой не смотрящих рекламу, которые потребляли в среднем три литра пива.

Данные опросов также использовались для изучения влияния рекламы алкоголя на тех, кто еще не пьет. Недавнее исследование было направлено на детей США от десяти до четырнадцати лет. Дети, которые правильно могли понять большинство рекламных материалов о пиве, обладали более позитивными убеждениями о потреблении алкоголя и говорили, что они собираются пить чаще, как взрослые.

В одном недавнем длительном исследовании изучалась взаимосвязь между количеством оставшейся в памяти рекламы алкоголя и потреблением алкоголя в более позднем возрасте. Здесь была обнаружена взаимосвязь между количеством рекламы алкоголя, которую вспомнили тринадцатилетние мальчики Новой Зеландии, и их потреблением пива, о котором они сообщили сами в восемнадцать лет. Частота потребления алкоголя в восемнадцать лет не была взаимосвязана с количеством рекламы, но те, кто вспомнил больше рекламы (в большей части телевизионной рекламы пива) сообщили о потреблении большего количества пива во время случаев выпивки.

Таким образом, становится понятным, из-за чего разгорелся сыр-бор вокруг российского пива, спорта и стадионов. Понятно, что камень преткновения спора — рекламные бюджеты. Напомним, что ранее, когда пиво можно было свободно рекламировать, из 100% поступлений за рекламу «пивные» деньги составляли около 15%(!).

Разумеется, кроме телевизионной, есть и другие виды рекламы. Но при опросах населения реклама в печатных СМИ практически не упоминается, с трудом припоминаются щиты и аудио-ролики. В целом, говоря о рекламе, респонденты в основном имеют в виду яркую запоминающуюся телевизионную рекламу. Именно за нее и воюют.

Но, в конечном счете, платит за рекламу и пивоварам, и телевизионщикам обманутый ими потребитель, ведь любая реклама должна окупаться за счет нынешних и будущих потребителей. А в случае с пивом значительная доля нынешних потребителей пива, произведённого транснациональными пивоваренными компаниями — это люди с признаками алкогольной зависимости, а будущие потребители – это, конечно же, подростки и именно они являются целевой категорией «спортивной» рекламы пивоваренной продукции.

Тот позор, с которым выступила сборная России на чемпионате мира по футболу, навевает мысли о том, что не в «пивных» деньгах дело, а в мастерстве и профессионализме. Что же, если законодатели сделают такой выбор, это заставит многих граждан России усомниться в последовательности и однозначности реализации антиалкогольной Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой, напомним, председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным 30 декабря 2009 г.

Неужели пять миллиардов стоят того, чтобы ставить под сомнение антиалкогольную Концепцию Правительства?

Один комментарий

  1. Максим:

    Т.е. пиво в ПЭТ запрещают, якобы от спаивания населения.
    А теперь разрешают рекламу пива????
    А как же борьба с алкоголизацией????