Чтобы понять мужчину, находящегося рядом с ней, женщина, которая не любит пить пиво, должна научиться его готовить.

— Эдит Пиаф

Александр Хлопонин поддержал обращение Союза по вопросу импортозамещения оборудования для предприятий алкогольной отрасли России (2018-02-01)

В соответствии с обращением Президента Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции Александра Мордовина при поддержке Минпромторга России к членам Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка, последнее заседание которой состоялось 19 декабря 2017 г., и в соответствии с Протоколом заседания Правительственной комиссии — Минфин, Минпромторг и Минэкономразвития в срок до 20 февраля 2018 г. совместно с заинтересованными органами власти и отраслевыми союзами проработают вопрос локализации оборудования для производства алкогольной продукции.

По данным Минпромторга за январь-ноябрь 2017 года, объем российского рынка оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности составил 52,2 млрд рублей. Этот объем включает и технику для производства пивной, безалкогольной и спиртовой продукции.

Минпромторг отметил, что занимается определением критериев, согласно которым оборудование для алкогольной отрасли можно будет отнести к отечественному. Если оно в итоге будет признано таковым, то сможет претендовать на ряд мер господдержки. Речь идет, например, о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с производством и реализацией аппаратов для пищевой и перерабатывающей промышленности.

По оценке Минпромторга, около 80% машин и оборудования, используемых в пищепроме — зарубежного производства. «И сектор выпуска алкогольных и безалкогольных напитков — не исключение», — обратила внимание начальник отдела машиностроения для пищевых и перерабатывающих производств Минпромторга Мария Елкина.

Чтобы изменить ситуацию, ведомство разрабатывает различные меры поддержки российских производителей пищевого оборудования. В частности, в прошлом году для стимуляции спроса у производителей пищевой продукции и напитков была возможность приобрести отечественное оборудование со скидками в 15%.

На их компенсацию было выделено около 500 млн руб. В этом году на данную меру предусмотрена такая же сумма. «Возможность приобрести оборудование российских производителей со скидкой позволит отечественным пищевым компаниям преодолеть предрассудок, что российское оборудование не такое хорошее, как импортное», — считает Елкина.

Кроме того, Минпромторг регулярно проводит заседания рабочей группы по импортозамещению, куда приглашает профильные союзы, ассоциации, непосредственно производителей оборудования и его покупателей, чтобы выявить потребности последних. По этому направлению действует мера поддержки инноваций в виде выделения субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также на производство пилотных партий того или иного оборудования или машин.

К 2030 году объемы производства отечественного оборудования для пищевой промышленности должны увеличиться в три раза. Значительная его часть должна уходить на экспорт, подчеркнула представитель Минпромторга, что будет свидетельствовать о его хорошей конкурентоспособности.

Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз поддержал инициативу: «Правильно отметили у господина Хлопонина, что около 80% специального технического оборудования – это импортное оборудование. Любое импортозамещение на адекватную, нормальную аппаратуру российского производства всегда будет плюсом и для экономики в целом, и для алкогольной отрасли», — заключил Дробиз.

В Ассоциации производителей игристых вин подчеркнули, что доля российского оборудования для производства спиртного на рынке незначительна. Как правило, на заводах используются отечественные линии розлива и емкости, в которых держат алкоголь или хранят под давлением шампанское. Хотя и при местном изготовлении оборудования используются иностранные комплектующие.

— Каким образом локализация производства в России может сказаться на себестоимости конечной продукции, сейчас сказать сложно. Потому что пока непонятно, будут стимулировать отечественных производителей или зарубежных изготовителей размещать свои заводы в России, — отметил представитель ассоциации. По его словам, основными поставщиками оборудования в страну выступают Германия и Италия.

Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович положительно отнёсся к предложенной идее, но подчеркнул, что реализация подобного проекта требует длительного времени и больших затрат.

«Задача глобальная стоит, и когда-то в великом будущем мы всё будем делать на российском оборудовании. Правильные задачи ставит Минпромторг. И когда-то через много лет это произойдет, и хорошо. Это оборудование очень сложное, и надо много времени, чтобы всё оборудование делать в России. У Италии на это ушло 30 лет. Конечно, постепенный переход будет. По мере того, как мы будем производить оборудование хорошее, производители будут покупать это хорошее оборудование и делать на нём хорошее вино. С моей точки зрения, здесь позитив», — поделился Попович.

С ним в целом солидарен и президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Специалист обратил особое внимание на то, что, в первую очередь, важно адекватно оценить силы и перспективы отечественного алко-производства.

«Сейчас промышленность и алкогольные производители должны посмотреть, что на сегодняшний день российские производители могут сделать. Суть этого поручения заключается в том, чтобы посмотреть что они смогут, и что будет востребовано. Это вопрос, скорее, промышленности: могут ли они это сделать на соответствующем уровне надёжности, качества» — отметил Косарев.

Представитель производителя медицинского спирта ЗАО «РФК» Владимир Черный отметил, что ликеро-водочное производство, как правило, использует иностранное оборудование. Между тем производители спирта преимущественно изготавливают товар на отечественных брагоректификационных установках. В среднесрочной перспективе, по его словам, достаточно сложно оценить, как может распространение российского оборудования сказаться на общей стоимости производства и на конечной цене продукции.

Замглавы Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов пояснил, что после начала кризиса в 2014 году оборудование для производства спиртосодержащей и алкогольной продукции резко подорожало из-за падения курса рубля. А локализация производства оборудования — возможность получить более дешевые аппараты для изготовления спиртного.  

— В силу этого привлечение иностранных производителей в страну выглядит самым логичным выходом. Строительство завода в России выгодно. Можно использовать менее дорогую рабочую силу и сырье. При этом готовую продукцию использовать как внутри страны, так и отправлять на экспорт, — отметил он.

Он также подчеркнул, что если будет выбран путь стимулирования собственного производства, то оно может столкнуться с проблемами. Например, с отсутствием своих технологий по изготовлению оборудования.  

Комментариев нет