Если у тебя есть друг — дай ему пиво.
Если ты его и вправду любишь — научи его варить.

— Персидская мудрость

Антиалкогольная Концепция Правительства РФ 2010-2020 гг.– итоги первых двух лет реализации: последствия для солодовенной и пивоваренной промышленности – нет пива => нет солода => нет ячменя (2013-01-09)

30 декабря 2009 г. премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил Концепцию реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, опубликованную 13 января 2010 г.(Распоряжение Правительства № 2128-р. Полный текст доступен на вебсайте  Barley, Malt and Beer Union в разделе «Законодательство»). Согласно Концепции, государство рассчитывает за десять лет снизить потребление алкогольной продукции в стране более чем вдвое, и добиться полного исчезновения нелегального алкогольного рынка: «На первом этапе (2010-2012 годы): снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%. На втором этапе (2013-2020 годы): ликвидация нелегального алкогольного рынка; снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%».

Чтобы достичь желаемых результатов, по мнению Правительства, необходимо реализовать целый комплекс различных ограничительных мер. Среди них: введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя, резкое ограничение рекламы алкогольной продукции и внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке, приравнивание пива к алкогольной продукции, ограничение мест употребления и реализации и времени продаж и т.д.

В целом, мы поддерживаем политику Правительства, направленную на ограничение производства алкогольной продукции, снижение доли контрафакта и уменьшение общего уровня потребления алкоголя в стране, но нельзя не отметить, что ужесточающееся законодательное регулирование несет за собой и ряд негативных последствий.

Не имея возможности оценить в должной мере действия Правительства по отношению к остальным видам алкогольной продукции, рассмотрим последствия  пакета ограничительных мер по отношению к пивоваренной отрасли.

Пакет ограничений и ужесточений по отношению к пивоваренной отрасли был самым максимальным, все предложенные меры, были, как минимум, аналогично строгими по отношению к другим видам алкогольной продукции, а, как максимум, намного строже (к примеру, троекратное повышение акцизов). Результат не заставил себя долго ждать: производство и потребление пива падает, закрываются первые пивоваренные заводы, стоят солодовенные производства, сельхозтоваропроизводители, не понимая, что происходит, уходят в сторону других, более понятных и рентабельных культур.

Что нас ждёт в будущем? Дальнейшая реализация ограничительных мер в соответствии с Концепцией. Чтобы достичь снижения вдвое потребления крепкого алкоголя, достаточно всего лишь убрать контрафактную продукцию с рынка, оставив только легальных производителей. Цель сложная, но вполне реальная. И, что самое главное, для ее достижения не будут останавливаться легальные производства, закрываться заводы и увольняться люди. «В отставку» должен будет уйти контрафакт.

При снижении до 2020 года производства и потребления пивоваренной продукции вдвое, мы получим цифру, эквивалентную 50 миллионам гектолитров. Учитывая отсутствие рынка контрафактной продукции, в результате закроется половина пивоваренных и, как следствие, солодовенных заводов, произойдёт снижение потребления пивоваренного ячменя. Самые серьёзные потери будут у независимых производителей солода, поскольку имеющиеся у пивоваров собственные солодовенные производства позволят им обеспечить себя собственным солодом на 100%.

Жёстко? Нереально? Очень даже реально…

К сожалению, ситуация сегодня не оставляет повода для оптимизма. Необходимо работать дальше, чтобы защищать интересы отрасли, интересы всей производственной цепочки «пивоваренный ячмень – пиво». Только объединив усилия, можно добиться результата. В сегодняшних условиях не может быть отдельно «Русского солода» и «Инбев», «Мальтероп» и «Хейнекен», Союза российских пивоваров и Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции. Не забывайте, коллеги, что объём производимой пивоваренной продукции является целевым индикатором отрасли. Если Нашего пива станет вдвое меньше, то кому тогда нужен Наш солод и кому нужен Наш ячмень?

И если перспектива производителей пивоваренного ячменя, в общем-то, прослеживается: перейти на другие культуры или работать совместно с нашим Союзом над «Пекинской программой», которая не только не даст погибнуть российскому пивоваренному ячменю, но и сможет укрепить позиции российского сельхозтоваропроизводителя на рынках стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), то перспектива производителей солода и пивоваренной продукции выглядит достаточно туманно.

Не нужно, на наш взгляд, биться в кровь за то, сколько солода должно быть в пиве, в какую тару пиво следует разливать и прочее, ведь, как ни крути, если нет пива, то нет ничего.  И солод не нужен, и ячмень, и хмель…

Комментариев нет