Существуют ли более неотделимые понятия, чем пиво и Британия?

— Сидней Смит

Россия: Министерство промышленности и торговли РФ. Субсидирование предприятий алкогольной, в том числе пивоваренной, промышленности из средств региональных/республиканских бюджетов — Выпуск № 17а (2013-04-23)

Министерством промышленности и торговли завершена проверка регионов России в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 14 марта 2013 г. № ДМ-П11-1560 и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 г. № П11-12598.

Минпромторг России проанализировал сложившуюся в субъектах Российской Федерации ситуацию в отношении поступлений акцизов в региональные бюджеты и предоставления субсидий производителям алкогольной продукции и в части своей компетенции сообщает следующее.

В целях изучения указанного вопроса Минпромторгом России был направлен запрос органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 25.03.2013 № ЕВ-3493/08), по результатам которого получена информация из 65 субъектов Российской Федерации, что составляет 78 % от их общего числа и позволяет считать данные репрезентативными.

Анализ данных показывает, что практически все территории (51 или 79% ответивших) отмечают положительный тренд увеличения поступлений в региональные бюджеты объемов денежных средств от сбора акцизов с алкогольной продукции.

Необходимо также отметить, что в ряде территорий поступления в бюджет акцизов от предприятий-производителей алкогольной продукции, в том числе пива, занимают существенную долю в объеме региональных бюджетов. Так, например, доля акцизов в региональном бюджете в 2012 году составила: в Тульской и Омской областях – 16,8%, Ярославской и Калужской — 12,9 %, Самарской – 5,5 %, Ростовской – 5,2%, Томской – 4,6%, в городе Санк-Петербурге – 3,6%.

Большинство субъектов Российской Федерации (52 или 80% ответивших) не отразили объемы (суммы) субсидий либо других пособий, предоставляемых из регионального бюджета на поддержку местных производителей алкогольной продукции, в том числе пива.
При этом в 11 субъектах Российской Федерации (или 17 % ответивших) в 2012 году выделялись субсидии из региональных бюджетов на поддержку местных производителей данной продукции, а именно: в Ивановской, Ярославской, Волгоградской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Тюменской областях, Республике Тыва и Краснодарском крае
По имеющимся данным в 2013 году также запланировано выделение субсидий в 11 субъектах Российской Федерации (или 17%), а именно: Ивановская, Смоленская, Ярославская, Ростовская, Кировская, Омская, Костромская и Новосибирская области, Республика Тыва, Марий Эл и Краснодарский край.

Представляет определенный интерес опыт ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — крупнейшей пивоваренной компании в России, которая имеет заводы в 10 регионах страны, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками в этих регионах.
Так, например, в Ростовской области «Балтика» работает с 2002 года, на протяжении всех этих лет правительство Ростовской области оказывало им поддержку. Продукция филиала «Балтика-Ростов» поставляется по всей России и в страны ближнего зарубежья.
В связи с этим интересен опыт субъектов Российской Федерации по оказанию государственной поддержки филиалам ОАО «ПК «Балтика».

В Тульской области 28 августа 2012 года Правительством области подписано постановление «Об утверждении Правил предоставления субсидий из бюджета Тульской области организациям отдельных отраслей пищевой промышленности Тульской области».

В соответствии с постановлением получателями субсидий являются организации пищевой промышленности, в том числе их филиалы и представительства — производители пивоваренной продукции (далее – получатели), соответствующие следующим основным условиям:
а) ежегодный прирост объемов производства на 13-14% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года;
б) осуществляющие производство и уплачивающие налоги на территории Тульской области;
д) являющиеся прибыльными;
е) минимальный уровень заработной платы работников получателя, занятых на территории Тульской области, соответствует установленному региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области.

Размер субсидий рассчитывается пропорционально объему произведенной и реализуемой (отгруженной) продукции на территории Российской Федерации. Одновременно с этим было принято постановление Правительства Тульской области от 28.08.2012 № 477 «О внесении изменений в Постановление Администрации Тульской области от 02.04.2009 № 205 «Об утверждении региональной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009-2016 годы». В соответствии с этим в региональную программу были внесены пункты о предоставлении субсидий из бюджета Тульской области организациям пищевой промышленности:
-производителям ликероводочных изделий;
-производителям пивоваренной продукции;
— производителям вин.

Кроме того, в стадии подготовки находится проект закона о внесении изменений в закон о бюджете Тульской области в части дополнения пунктов о предоставлении указанных субсидий в соответствии кодами бюджетной классификации.

В Ярославской области принято постановление Правительства Ярославской области, утверждающее «Порядок предоставления из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат организациям осуществляющим производство пива и пивных напитков».
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидий, является департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – ДАПКиПР).
Получатели субсидий должны соответствовать следующим основным условиям:
— объем производства не менее 40 млн. дал. в год;
— осуществляющие деятельность на территории Ярославской области;
— уплачивающие акцизы в бюджет Ярославской области.

При этом размер субсидий составляет 50% от суммы прироста начисленного организацией акциза в областной бюджет в текущем году к уровню предыдущего года.

Интересен опыт Воронежской области. Чтобы не вступать в противоречие с положениями Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, в Воронежской области в рамках встречи с Губернатором принято решение оказать государственную поддержку организациям смежных отраслей промышленности, осуществляющим поставки филиалу солода и стеклотары (Русский солод», Стекольный завод «Роско»), которые, в свою очередь, гарантируют снижение отпускных цен на указанную продукцию для Воронежского филиала, этим снижая затраты предприятия на сырье и материалы.

Следует отметить, что указанные акты разработаны в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов — в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Также упомянутые акты субъектов Российской Федерации отвечают требованиям БК РФ в части определения целей, условий и порядка субсидирования, в том числе критериев отбора субсидиантов.

В заключение следует отметить, что прямое субсидирование производителей алкогольной продукции, в том числе пива, по мнению Минпромторга России, не соотносится с одним из основных курсов государственной политики, направленной на борьбу с пьянством и пивным алкоголизмом. Именно в рамках реализации государственной программы в целях снижения доступности и употребления населением указанной продукции был предусмотрен рост ставок акцизов на данные подакцизные товары.

С другой стороны, данная проблема лежит в плоскости морально-этического воспитания населения и повышения культуры потребления алкогольных напитков, что влечет необходимость решать задачу комплексно.

В связи с этим Минпромторг России предлагает провести более детальный и глубокий анализ складывающейся ситуации в сфере оборота пива и пивных напитков в целом по стране при участии Росалкогольрегулирования, ФАС России, Минэкономразвития России и Минздрава России.

Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции считает ситуацию, складывающуюся в связи с избирательным характером предоставления возврата части акциза ряду предприятий пивоваренной отрасли критичной и опасной для всей отрасли, в особенности для независимого российского пивоваренного бизнеса, имеющего, как правило, не более одного пивоваренного производства и расположенного по стечению обстоятельств, к примеру, в тех регионах, где субсидирование предприятий алкогольной отрасли не предоставляется возможным, или запрещено на законодательном уровне субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, тренд предоставления субсидий крупным предприятиям, зачастую с нижней планкой производства пива в несколько десятков миллионов гектолитров и в привязке с дальнейшим увеличением производства пива исключает возможность субсидирования в одном и том же регионе, где крупный пивовар имеет субсидию, мелкого и среднего пивоваренного бизнеса.

Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции по завершению консультирования по этому вопросу среди предприятий – членов союза и российских независимых производителей пива
планирует обратиться с итоговой резолюцией по теме возврата акцизов от имени независимого российского пивоваренного бизнеса в органы государственной власти Российской Федерации.

http://www.e-malt.ru/Publications.asp?83

Поделиться новостью:

Комментариев нет