Ни один кувшин не станет добровольно кувшином с водой, вместо того, чтобы стать кувшином с пивом, если ему будет предоставлено право выбора.

— Английская поговорка

Ульяновск: Индивидуальным предпринимателям ИПиво тоже нельзя реализовывать. Почему? (2014-03-24)

Речь идет о запрете продажи пива, пивных напитков, медовухи, сидра, пуаре индивидуальными предпринимателями в торговых точках, расположенных в жилых домах. Концепцию документа разработали Департамент правовой, организационной и кадровой работы при участии Департамента по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области и Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Чепухина.

Пока это лишь законопроект  (О внесении изменения в статью 2 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области» от 11 марта 2014 года), который будет активно обсуждаться по 25 апреля.

Напомним, что в Ульяновской области уже действует ограничение продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% с 20 часов до 23 часов, а в субботу, воскресенье, 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября — с 8 часов до 23 часов.

В случае принятия законопроекта ИП, торгующие пивом, закроются. По мнению разработчиков, это позволит улучшить ситуацию с уличной преступностью, уменьшить количество обращений граждан по поводу нарушений общественного порядка вблизи жилых домов.

«Необходимость разработки данного законопроекта возникла, во-первых, потому что поступает много жалоб от жителей домов, в которых расположены торговые точки, реализующие пиво и пивные напитки. Ночью нельзя пиво продавать, так они что делают – ставят пару стульев и столик и объявляют себя  предприятием общественного питания и круглосуточно продают пиво.  А от этого, сами понимаете, сколько проблем. У нас за 2013 год пива выпито населением столько же, сколько и водки – 2.5 литра на человека. По статистике за 2 последних года объем абсолютного алкоголя увеличился на 40%. 75% людей умирает от чрезмерного употребления алкоголя и пиво играет существенную роль», — отметил консультант управления  по вопросам  общественной безопасности администрации губернатора Ульяновской области Андрей Халаин.

«Это поэтапные меры для снижения алкоголизации, — рассказал Александр Чепухин. — Не сомневаюсь, что после принятия документа, ситуация улучшится в плане правопорядка, уличной преступности. В принципе, я  считаю, нужно ограничить доступность алкоголя, и мы обязательно к этому придем. Должны быть отдельные закрытые помещения, торгующие алкогольной продукцией, куда совершенно не допускаются лица до 18 лет. Мы можем использовать опыт европейских стран, которые уже так сделали. Это будет правильным. Но это уже нужно решать на федеральном уровне, мы со своей стороны будем продвигать такие инициативы.

С текстом законопроекта Вы можете ознакомиться здесь.

Что же на данный момент говорит закон о розничной торговле пивом и пивными напитками, какие существуют ограничения, каким образом осуществляется  декларирование оборота.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ определено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением ряда видов деятельности, в том числе по производству и обороту пива и пивных напитков.

Особые требования к продаже пива и пивных напитков установлены статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ. Так не допускается продажа пива и пивных напитков:

а) в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

б) в организациях культуры, за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

в) во всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

г) на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

д) на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

е) в нестационарных торговых объектах;

ж) несовершеннолетним. В случае возникновения у продавца сомнения в достижении покупателем совершеннолетия, он вправе потребовать у клиента документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Установлена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. На граждан налагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей, на юридических лиц — от 80000 до 100000 рублей.

з) без сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортируемой продукции) или справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производимой в РФ или странах Таможенного союза), без информации о наименовании, цене, производителе, стране происхождения, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии).

Запрет на розничную продажу в местах, указанных в пунктах «г» и «е», не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания.

К прилегающим территориям, установленным пунктами «а», «г» и «д», относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 16 устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

При этом требования к минимальной площади помещения (50 кв.м. — для городских поселений и 25 кв.м. — для сельских), а также к минимальному сроку договора аренды (один год или более), не касаются реализации индивидуальными предпринимателями и организациями пива и пивных напитков.

Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 14 Федерального закона №171-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной продажей пива и пивных напитков, осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.

Правительством РФ, Постановлением от 09.08.2012 №815, утверждены «Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», а также форма Декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков. Порядок заполнения деклараций утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 №231.

Согласно Правилам, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, предоставляют декларации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации индивидуального предпринимателя.

Декларации предоставляются в электронной форме или на бумажных носителях ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом).

Копии деклараций, предоставляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после предоставления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления от 09.08.2012 №815  установлен особый срок предоставления деклараций за I и II кварталы 2012 года — до 20 сентября 2012 года.

C 01.03.2013 вступила в силу статья 1 Федерального закона от 25.12.2012 №259-ФЗ, согласно которой сидр, пуаре (грушевый сидр) и медовуха (медовый напиток) включаются в перечень алкогольной продукции, на реализацию которой действуют такие же правила, как и на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. То есть индивидуальные предприниматели смогут осуществлять их розничную продажу (без лицензии) при соблюдении требований и ограничений, установленных статьей 16 Федерального закона №171-ФЗ.

Чем грозит нововведение? Получение разрешения на торговлю в рознице, путем повышения предпринимательского «градуса» ИП до ООО и выше, обычно сопровождается установлением, к примеру, ограничений на минимальный уставной капитал ООО, который должен быть не менее 1.000.000 рублей, и необходимостью оформления разрешительной документации, подтверждающей статус ООО, наличия минимального капитала и прочего, по сути, ничто иное, как получение лицензии от органа региональной государственной власти.

Утверждение законопроекта на территории Ульяновской области и распространение подобной практики в других регионах приведет однозначно к закрытию большого числа слабых ИП, которые не смогут собрать необходимую сумму для прохождения разрешительных процедур и оформления нового статуса юридического лица. Одновременно, вытеснение с рынка слабых звеньев торговцев пивом приведет к укреплению среднего и сильного звена, которое может воспользоваться удачной конъюнктурой и поднять цены реализации пивоваренной продукции.

Поделиться новостью:

Комментариев нет