Пиво как женщина: тебе нравится на него смотреть, оно вкусно пахнет и за него ты готов отдать свою бабушку.

— Гомер Симпсон (мультсериал Симпсоны)

Интервью А. Мордовина порталу www.agro.ru (2015-06-25)

Президент Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции Александр Мордовин в беседе с корреспондентом Agro.ru (agro.ru — крупнейший интернет-портал АПК РФ) поделился своим мнением по поводу внедрения ЕГАИС и рассказал, как новая система отразится на пивоваренной отрасли.

— В каком состоянии находится зерновая отрасль в России? Как сложная экономическая ситуация в стране повлияла на ее развитие?

— Я могу судить только о производстве пивоваренного ячменя и солода. Рост курса евро – это благо. Благо в том смысле, что закупка импортного пивоваренного ячменя сейчас становится, мягко говоря, для предприятий отрасли нерентабельной. Поэтому по итогам года я прогнозирую нулевой импорт из дальнего зарубежья и максимальную востребованность именно российского пивоваренного ячменя. Потребность по всей отрасли составляет примерно 1,5-1,8 млн тонн. Поэтому в этом году, как и в следующем, весь этот объем будет произведен в России. То, к чему всегда стремился наш Союз, — сырье должно быть полностью отечественным и предприятия могли приобретать высококачественный пивоваренный ячмень именно у нас в России.

— Какая доля пивоваренного ячменя приходится на импорт?

— Импорт у нас присутствует всегда. Это связано с политикой крупных пивоваренных транснациональных концернов, которые закупают за рубежом. Они делают это в том случае, если цена с учетом доставки сопоставима с российской или немного ее превосходит. Когда разница составляет от 20 до 40%, как сегодня, тогда, конечно, никто закупать за границей не будет.

— Одной из проблем пивоваров России был дефицит хмеля? Удалось ли решить эту проблему, что конкретно было сделано?

— К сожалению, по хмелю проблема еще не решена. Наш Союз заинтересован, чтобы пивовары имели российское обеспечение. Но проект возрождения хмелепроизводства пока не имеет развития, хотя этот и следующие года должны стать для этой темы ключевыми. Из-за роста евро цена хмеля, а он у нас на 99% импортный, очень сильно выросла. Шансы для возрождения хмеля мы видим. И если не сейчас развивать производство, то когда?

— Как реализовывается «Пекинская программа» (программа экспорта продукции АПК в страны Шанхайской организации – прим. ред.), автором которой вы являетесь? Что уже сделано на сегодняшний день? Удается ли нам импортировать Китаю пивоваренный ячмень?

— Практически 10 лет мы убеждаем Китай покупать российское зерно. К сожалению, не покупают. Потому что это невозможно юридически. Еще с советских времен есть большая проблема — однажды что-то нашли в российском зерне, после чего Китай запретил поставки. Эта история тянется с 80-х годов. Наша задача – начать все развивать заново. Россия и Китай всегда были друзьями, а сейчас стали еще ближе, поэтому мы рассчитываем на сотрудничество. Думаем, что по итогам этого года нам удастся получить разрешение на экспорт зерновых в Китай.

— Как вы относитесь к решению правительства внедрить ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) для пива?

— Не вижу никаких проблем. ЕГАИС – это здравая и нужная мера, потому что одна из основных проблем, которая присутствует на рынке, – рост нелегальной пивоваренной продукции.

— Какова все-таки основная цель внедрения ЕГАИС? Борьба с нелегальным рынком алкогольной продукции?

— В первую очередь, ЕГАИС – это учет алкоголя от производителя до прилавка. Ну и борьба с контрафактной продукцией является одной из составляющих внедрения ЕГАИС.

— Должно ли государство дополнительно финансировать производителей пивоваренной продукции в связи с внедрением ЕГАИС? Ведь для того, чтобы перейти на новую систему, потребуется новое оборудование, технологии, надо будет обучить людей, то есть лишние затраты?

— Государство должно поддерживать компании в контексте дифференцированного налогообложения предприятий отрасли. Это то, за что мы выступаем уже много лет. Мелкий пивовар должен платить акциз меньше, чем средний и крупный. Эта практика уже принята во многих странах. Например, в Евросоюзе 19 стран из 27 пользуются данной системой. Потому что нельзя приравнивать пивовара, производящего для себя, с компанией-гигантом, такой как, например, «Балтика».

— Ужесточение регулирования пивоваренной отрасли за последние годы уже привело к сокращению производства пива. Не боитесь ли вы, что ведение ЕГАИС может парализовать работу пивоваренной отрасли?

— Производство пива в дальнейшем будет сокращаться. У нас есть стратегия государства, которая направлена на снижение общего уровня алкоголизации. Поэтому пивоваренная отрасль должна быть готова к дальнейшему общему снижению объемов производства.

— Изменятся ли цены на пиво после внедрения ЕГАИС?

— Пиво – это объемный продукт. В том смысле, что его производится много. Введение системы ЕГАИС – это затратно, но потребитель разницы в цене не увидит.

Поделиться новостью:

Комментариев нет