Любой может пить пиво, но для того, чтобы им наслаждаться, нужен интеллект.

— Стивен Бомонт

Интервью Президента Союза журналу «АПК-Информ» (2013-12-05)

Представляем Вашему вниманию интервью А. Н. Мордовина в журнале «АПК-Информ» от 2.12.2013.

Продолжая тему нишевых культур, мы не могли не обратить внимания на такую культуру, как пивоваренный ячмень. В России за последние годы на рынке пивоваренного ячменя наблюдались различные тенденции его производства. С чем связана такая ситуация и сможет ли «Пекинская программа 2012-2015 гг.» в корне изменить положение пивоваренного ячменя на зерновом рынке РФ, журнали­стам ИА «АПК-Информ» рассказал президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной про­дукции Александр Мордовин.

 Александр Николаевич, какова динамика производства пивоваренного ячменя в Рос­сии за последние годы? С чем это связано?

—  В 2007 и 2008 годах было произведено на фоне роста обьёмов производства пива макси­мальное количество пивоваренного ячменя, до 2,5 млн. тонн. Падение производства и потребле­ния пива, а также общий экономический кризис подбили производство пивоваренного ячмeня на корню. Стоит добавить, что данная культура ещё и является нишевой, и нишевость в данном слу­чае заключается ещё и в ограниченном числе по­требителей при остаточно большом количестве производителей, и дополнительно затратной в плане необходимости соблюдения агротехнологий и систем химической защиты. На фоне пере­хода основных потребителей — предприятий транснационально­го пивоваренного бизнеса — на технологии использования сахаросодержащих компонентов и несоложеного зерносырья, в 2011 году было произведено, по нашим оценкам, не более 700 тыс. тонн пивоваренного ячменя при одновременном росте импорта, который составил свыше 500 тыс. тонн. В 2012 году в Российской Федерации вступил в действие ФЗ-218, который ограничил ис­пользование несоложёных зернопродуктов 20%, из них не более 2% сахаросодержащих компонентов, что, по нашей оценке, при­вело к моментальному росту потребности отрасли в пивоварен­ном ячмене на 500 тыс. тонн. Динамика отчётливо прослеживает­ся на фоне роста производства солода в 2012 г. по сравнению с 2011 г. — прибавка составила внушительные 21%!

 Как, по Вашему мнению, может отразиться сокращение производства пива в стране на производстве пивоваренного ячменя?

— Сокращение производства пива в России не вызывает у нас опасений, поскольку реализация пива на фоне снижения официально задекларированных объ­ёмов производства пива не падает, что означает стабильный спрос. К сожалению, это одновре­менно свидетельствует и о росте нелегального рынка пивоваренной продукции, что автомати­чески будет способствовать ужесточению тре­бований к производителям пивоваренной про­дукции.

Объём задекларированного производства пива в России в 2007 г. составил приблизительно 115млн. гектолитров (гл), в 2008 г. — 114 млн. гл, в 2009-м — 109 млн. гл. Мы предполагаем, что в 2007 и 2008 гг., основываясь на прогнозах роста потребления пивоваренной продукции, отрас­лью были произведены «лишние объёмы», и спад продаж в 2009 г. лишь усугубил ситуацию. В последующие годы объемы производства пива были прибли­зительно одинаковыми, а объемы продаж превышали его произ­водство.

Также и в 2013 году продажи пива не падают (на основании данных статистики за январь-сентябрь реализация составила 76 млн. гл, что приведёт к одинаковому с предыдущими годами годовому итогу продаж в 100 млн. гл). То есть реальное падение объёмов продаж было только в 2009 г. — более 10%.

—    Какова рентабельность производства пивоваренного
ячменя в России? Расскажите о ценовых тенденциях.

—    Что касается ценовой ситуации на рынке ячменя, то здесь не
все так просто. Если производство включено в агропроект (про­изводство ячменя по поручению солодовенной или пивоварен­ной компании), то цена может достигать 9 тыс. руб. франковагон
ст. отправителя. Цена же на свободном рынке озвучивается в диа­пазоне 7000-7500 руб/т. Однако также все зависит от качествен­ных показателей ячменя (т.е. сортовая чистота мин. 95%, всхожесть мин. 95%, белок макс. 12,5%, крупность мин. 85% при сходе

с сита 2,5 мм и т.д.). Когда сельхозтоваропроизводители произ­водят не соответствующий спецификациям компаний объем, по одному или нескольким показателям не соответствующий ука­занным выше, тогда продукцию берут дисконтом. Что касается рентабельности, то у тех аграриев, которые занимаются ячменем не первый год, думаю, она составляет не менее 50%.

apk-ynform-ot-02.12.2013-str.-19-20.pdf 2013-12-05 10-43-55

 Расскажите, пожалуйста, подробно о «Пекинской про­грамме 2012-2015 гг.». В чем ее суть?

—  Ежегодно крупнейший производитель пива — Китай — произ­водит 49 млрд. л пива в год, импортируя при этом более 2 млн. тонн пивоваренного ячменя, в основном, из Канады, Австралии, Евросоюза. Так почему в этом списке поставщиков нет России, хотя все необходимые условия у нас для этого есть? Задавшись таким вопросом, Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции совместно с китай­скими коллегами при поддержке заинтересованных министерств разработал программу «Организация научного испытания со­ртов пивоваренного ячменя», более известную как «Пекинская программа 2012-2015 гг.».

Китайские пивовары, в принципе, не заинтересованы в мест­ном сырье, поскольку компании-производители очень мелкие и не могут предоставить гомогенные партии ячменя. Также пиво­варенный ячмень — это единственная зерновая в КНР, которая не дотируется государством, вследствие чего со стороны Китая есть интерес к России.

В настоящее время в четырех агроклиматических зонах Рос­сии организованы научные испытания сортов пивоваренного ячменя различных селекционных компаний, в результате чего будут определены востребованные китайскими пивоварами сорта ячменя. Также в ходе реализации «Пекинской программы» будут разработаны оптимальные агротехнологии и проработаны варианты поставок ячменя в КНР. Ориентировочный потенциал экспорта российского пивоваренного ячменя в целом — 5 млн. тонн ежегодно.

 Как же планируется достичь таких объемов производ­ства пивоваренного ячменя

—  Дело в том, что в России из общего объема производства ячменя примерно 90% является фуражным, 10% — пивоварен­ным. А у нас есть такие сорта ячменя, которые обладают и теми и другими качествами. При строгом соблюдении агротехнологии аграрии получают пивоваренный ячмень, в противном случае — высокоурожайный фураж. Однако не все аграрии согласны на такие условия, так как для того чтобы пивоваренные компании покупали ячмень, напомню, он должен иметь показатель белка на уровне 12%, а максимальная польза для скота будет при усло­вии, если ему скармливать ячмень с белком не ниже 15%. Однако добавлю, что кормовая база в стране несовершенна и на кормо­вые цели в большинстве случаев идет все, чем хозяйство богато.

—  Скажите, с какими трудностями еще сталкивается Нацио­нальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобез­алкогольной продукции?

— Основной проблемой производственной цепочки «пивоваренный ячмень — пиво» в Российской Федерации ещё на заре
становления нашего союза были разрозненность предприятий и
разобщённость действий. И если производители сырья для производства солода и пива сейчас по основным позициям стали
держаться вместе, то, к большому сожалению, договориться на
уровне пивоваров не получается. Как Вы знаете, есть союз больших пивоваров — предприятий транснационального бизнеса,
есть мы — производители сырья и независимый российский пивоваренный бизнес, а есть и предприятия «в стороне», к примеру «Очаково». И только когда и пивовары поймут, что держаться
надо вместе, отрасль будет гармонично развиваться и решать все
свои вопросы, в том числе политического характера.

Также очень насущной темой для пивоваров России остается дефицит хмеля. За последние 15 лет Россия полностью потеряла эту отрасль и импортирует на сегодняшний день даже не хмель, а хмелепродукты из других стран на сумму более $250 млн. Каза­лось бы, ячмень и хмель — вот культуры, которые могут обеспе­чить рентабельность и гарантированный рынок сбыта. Однако во многих хозяйствах по старинке продолжают сеять пшеницу низкого качества, которую далеко не всегда можно реализовать по выгодным ценам. Чтобы изменить ситуацию, мы ведём актив­ную деятельность и по увеличению доли использования солода в производстве пива по «Пекинской программе» и программе воз­рождения российского хмелепроизводства, а также программе субсидирования производителей пивоваренного ячменя отно­сительно компенсации части расходов на химические средства защиты растений.

 

Евгения Северина

Поделиться новостью:

Комментариев нет