To review the page content in English or another foreign language, please select the language
Законопроект, предполагающий введение такой маркировки, планируется внести в Госдуму до конца текущего года. Об этом сообщил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в ходе пресс-конференции, которая состоялась вчера.
В соответствии с законопроектом, обязательная маркировка специальными и акцизными марками пива и пивных напитков будет введена с 1 июля 2018 года. При этом розничную продажу немаркированных остатков товаров, произведенных до этой даты, планируется разрешить до 1 января 2019 года.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что маркировка алкогольной продукции необходима для осуществления контроля за уплатой налогов. По словам Павла Шапкина, введение акцизных марок может принести в бюджет 50 млрд руб. ежегодно, а, возможно, и больше. Немаловажным является и защита прав потребителей – по данным проверок Росалкогольрегулирования, только каждая 20-я бутылка пивных напитков произведена легально. “Псевдопивные напитки представляют собой смесь ароматизаторов, красителей, воды и спирта неизвестного происхождения от 6% до 7% объемного содержания”, – сообщается в пояснительной записке к документу. При этом, как отметил Шапкин, потребители вряд ли почувствуют рост цен на алкогольную продукцию в связи с нововведением, так как производителю акцизная марка будет стоить около 50 коп.
В какой период времени не допускается розничная продажа алкоголя? Узнайте из материала “Особенности продажи алкогольной продукции” в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
По мнению разработчиков инициативы, от отсутствия акцизных марок страдает и алкогольный рынок, а именно легальные производители, ведь многие потребители более охотно покупают дешевую продукцию не самого лучшего качества. А введение марок, как ожидается, напротив поспособствует добросовестной конкуренции, так как все участники рынка окажутся в равных условиях – должны будут подчиняться единым требованиям. Павел Шапкин добавил, что представители рынка обычно сопротивляются тем или иным нововведениям до тех пор, пока не начнут вводить их на своем производстве, а после этого сразу выступают за то, чтобы единые правила распространялись на всех.
Эксперт также рассказал, что в ряде стран пиво уже маркируется. Это Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Бразилия, Албания, Непал, Турция, Малайзия и Марокко. “Никакого коллапса там не происходит, пивоваренные предприятия успешно развиваются”, – обратил внимание он.
Однако, по словам президента Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции Александра Мордовина, сам по себе механизм акцизных марок не способен улучшить рынок и тем более не является гарантией достижения иных целей, которые ставят перед собой разработчики инициативы. По его оценке, рынок крепкой алкогольной продукции “обелило” не введение акцизных марок, а внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Она частично применяется и в пивоваренной отрасли – так, если производятся пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью более 300 тыс. декалитров в год, предприятия оснащаются специальными счетчиками (абз. 8 п. 2, подп. 8 п. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”).
“На мой личный взгляд и ориентируясь на позиции предприятий, входящих в наш союз, мы считаем, что вводить в такой ситуации акцизные марки, пока мы не понимаем итоговых результатов введения системы ЕГАИС, преждевременно”, – подчеркнул Александр Мордовин.
Представитель отрасли добавил, что сегодня значительно выросло число российских частных пивоварен, а производство крупных международных корпораций, напротив, снизилось. То есть в данной ситуации можно говорить о росте малого бизнеса и отечественного производства. Однако, по словам Павла Шапкина, исключения для малого бизнеса при введении акцизных марок не предусматриваются. Он отметил, что делать алкогольный бизнес инвестиционно привлекательным не стоит.
No comments