To review the page content in English or another foreign language, please select the language
В соответствии с подтвердившейся информацией нашего Союза о введении систем ЕГАИС и лицензирования производства, оборота и продаж пивоваренной продукции (см. подробнее: http://barley-malt.ru/?p=7375), Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” в части совершенствования учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции“ с целью решения проблем, связанных с оборотом контрафактной алкогольной продукции, которые вызваны ростом акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Резкое повышение ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (в период с 2013 по 2015 год ставки акцизов на указанную продукцию в среднем увеличатся еще на 35 %) создает дополнительные риски расширения нелегального рынка алкогольной продукции, усугубляя ситуацию с оборотом контрафактной алкогольной продукции и, как следствие, отражается на объемах поступлений доходов в бюджет.
В связи с этим, по прогнозам Счетной палаты Российской Федерации (письмо от 13 февраля 2013 г. № 01-242/10-02), увеличение объема нелегальной продукции уже в 2013 году приведет к значительным потерям бюджета за счет неуплаты акциза и НДС – такие потери ежегодно будут расти и к 2015 году могут составить порядка 100 млрд. рублей.
Как показывают проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, даже при существовавшем ранее уровне акцизных ставок и действенном механизме государственного регулирования алкогольной отрасли в 2012 году около 30 % реализуемой населению алкогольной продукции являлось нелегальной.
1. Результаты последствий роста акцизов на алкогольную продукцию свидетельствуют о необходимости введения усиленных мер контроля за местами розничной продажи алкогольной продукции, поскольку большое количество таких мест (более 260 тысяч) и, в некоторых случаях значительная территориальная удаленность мест розничной продажи алкогольной продукции, создают определенные трудности для регулярного проведения контрольных мероприятий, что является основной причиной продажи неучтенной фальсифицированной алкогольной продукции.
Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) является основным инструментом учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон), информацию об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС представляют только организации, осуществляющие производство и импорт такой продукции.
Законопроектом предлагается распространить требование об обязательной фиксации информации в ЕГАИС на организации, осуществляющие:
– производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи в объеме, свыше 300 тыс. дал. в год;
– оптовые поставки алкогольной (включая пиво, пивные напитка, сидр, пуаре и медовуху) и спиртосодержащей продукции;
– импорт пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции;
– розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции).
С текстом законопроекта Вы можете ознакомиться здесь.
В этой связи законопроектом предлагаются изменения в пункт 2.1 статьи 8 Закона.
Кроме того в целях законодательного закрепления состава технических средств, с помощью которых организации передают (или будут передавать) информацию в ЕГАИС, законопроектом предусматриваются изменения в пункт 2 статьи 8 Закона.
В настоящее время состав таких технических средств для организаций–участниц ЕГАИС (производителей и импортеров) уже установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. No 253 и от 31 декабря 2005 г. No 873, поэтому в целях внесения определенности и ясности в части определения технических средств, законопроектом предлагается перенести из указанных нормативных правовых актов нормы, касающиеся состава технических средств для организаций производителей и импортеров (сократив при этом количество компонентов технических средств с 5 до 2) и установить норму о технических средствах для организаций, осуществляющих оптовые поставки и розничную продажу алкогольной продукции.
Примечание:
Требование об обязательном наличии у организаций (в составе технических средств) средств защиты информации, предотвращающих искажение и подделку передаваемой информации, также предлагается исключить. Это связано с тем, что введение системы ЕГАИС было осуществлено в 2005 году (тогда система строилась на базе идеологии системы “Атлас-СКАТ”, спроектированной ранее). В 2005 году компьютерная техника была значительно менее производительной, чем в настоящее время, а пропускная способность каналов связи была крайне низкой. В связи с этим, система функционировала в основном на технологии dial-up (соединене с помощью телефонной линии).
Организации осуществляли ввод информации в локальные базы данных на стороне предприятия по “медленным” каналам связи и передавали сведения в контролирующий орган неограниченный период времени, выбирая время, когда система наименее нагружена. Специалисты контролирующего органа могли прийти с проверкой в организацию, при этом вся информация была доступна в базе данных на стороне предприятия. В связи с этим, одним из требований к техническим средствам было наличие средств защиты от несанкционированного доступа на стороне организации.
В настоящий момент времени, в связи с резким развитием информационных технологий, технические средства организаций выполняют роль инструмента для передачи сведений в контролирующий орган. Вся информация фиксируется контрольным органом на своей стороне, в своей базе данных. Сотрудники Росалкогольрегулирования используют для проверки организации сведения, зафиксированные в базе данных на стороне Росалкогольрегулирования. Хранение информации на стороне предприятия в настоящее время является избыточным, в связи с тем, что информация уже зафиксирована в базе данных Службы. Кроме того, фиксируемая информация уже содержится в бухгалтерских системах предприятия. Их всегда можно сравнить с базой контролирующего органа.
С введением Федерального закона Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. No 63- ФЗ “Об электронной подписи” и введением понятия квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, информация, передаваемая в контролирующий орган в электронной форме и подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и имеет полную юридическую силу. В этой связи необходимость устанавливать в технических средствах организации средств защиты информации отсутствует.
Для всех организаций, которые представляют (или будут представлять) информацию в ЕГАИС, законопроектом предлагается исключить из Закона требование об осуществлении оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при наличии справки, прилагаемой к таможенной декларации или справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (далее – Справки).
Введение учета оптовых и розничных объемов продаж алкогольной продукции с использованием ЕГАИС обеспечит надлежащий учет производства и фактического оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая этапы оптовых поставок спиртосодержащей и алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции).
Такой подход позволит сопоставить информацию об объемах производства, импорта и дальнейшего оборота продукции с объемами ее розничной реализации без проведения контрольных мероприятий на местах продажи алкогольной продукции. При этом сами розничные магазины получат возможность проконтролировать легальность происхождения продаваемой алкогольной продукции, что значительно снизит их лицензионные риски.
В настоящее время, поскольку организации, осуществляющие оптовые поставки и розничную продажу не фиксируют соответствующую информацию в ЕГАИС, система содержит не полную информацию о маркированной алкогольной продукции, охватывая только начальный этап оборота такой продукции, поскольку момент ее выхода из оборота – непосредственно продажа населению – не фиксируется в ЕГАИС.
Законопроектом предлагается система, которая обеспечит сплошное отражение информации о движении маркируемой алкогольной продукции от производителя или импортера, поставщика до момента ее реализации потребителю.
Такая ситуация позволяет реализовывать в розничной сети контрафактную маркируемую алкогольную продукцию, используя для маркировки нелегальной продукции поддельные марки (с номерами, дублирующими номера легальной продукции) или марки, заявленные как уничтоженные.
Реализация законопроекта позволит фиксировать в ЕГАИС информацию о розничных продажах алкогольной продукции путем фиксации сведений об алкогольной продукции (в том числе о марках) в момент ее выхода из оборота, посредством списывания (гашения марок) с использованием сканера.
В этой связи для организаций розничной торговли потребуется дооборудовать существующую контрольно-кассовую технику сканером и каналом связи (сеть Интернет), поскольку гашение марок, посредством считывании с них информации, на этапе розничной продажи должно стать обязательным (соответствующие требования будут установлены в подзаконном акте).
В отношении импортируемой алкогольной продукции и оптовых поставок, систематическое считывание с марок информации не будет иметь обязательный характер (предполагается подзаконным актом установить норму о считывании с ФСМ и акцизных марок информации только на усмотрение организаций в целях контроля за подлинностью марок).
Законопроектом предусматривается не распространять на организации, осуществляющие оптовые поставки и розничную продажу алкогольной продукции, установленное Законом требование об обязательном пломбировании технических средств фиксации и передачи информации в ЕГАС (соответствующее изменение предлагается в абзац пятнадцатый статьи 20 Закона).
Результаты пилотного проекта “ЕГАИС-розница” (который успешно реализовывался в отдельных районах Московской области в период с 2011 по 2012 годы) свидетельствуют о достаточно эффективном функционировании механизма ЕГАИС в организациях розничной торговли, с точки зрения выявления нелегальной алкогольной продукции.
Так, в 90% розничных магазинах, участвовавших в эксперименте, выявлена алкогольная продукция, сведения о которой не совпадают с информацией, зафиксированной в ЕГАИС (это в основном продукция с номерами марок, дублирующими номера легальной продукции).
Данное обстоятельство указывает на необходимость введения ЕГАИС при оптовой и розничной продаже маркируемой алкогольной продукции.
Согласно законопроекту, все организации, которые осуществляют лицензируемые виды деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и спиртосодержащей продукции, будут представлять соответствующую информацию об алкогольной продукции не в составе Справок, которые требуется оформлять на бумажном носителе, а в электронном виде в ЕГАИС.
Организации, осуществляющие нелицензируемые виды деятельности, такие как:
– закупка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством алкогольной и спиртосодержащей продукции;
– оборот этилового спирта для производства фармакопейного спирта;
– оборот фармакопейного спирта;
как и прежде будут осуществлять оборот продукции со Справками, и не будут являться участниками ЕГАИС.
Предусмотренный законопроектом подход, в рамках законодательно установленных полномочий Росалкогольрегулирования по ведению ЕГАИС, позволит оптимизировать мероприятия, осуществляемые при проведении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также снизить издержки хозяйствующих субъектов, связанные с бумажным документооборотом по оформлению Справок.
Законопроектом предусматривается поэтапный порядок его вступления в силу в части введения ЕГАИС.
С 1 июня 2016 года и 1 ноября 2016 года вступают в силу положения о представлении информации в ЕГАИС организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции в городских и сельских поселениях соответственно.
Через 1 год после введения ЕГАИС во всех организациях, т.е. с 1 ноября 2017 года, вступают в силу нормы законопроекта об отмене Справок для всех организаций, осуществляющих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые представляют сведения в ЕГАИС.
3. В связи с принятием изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. No 269-ФЗ) в части установления обязанности уплаты авансового платежа акциза производителями алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, закупающими этиловый спирт в государствах-членах Таможенного союза, законопроектом предлагаются соответствующие изменения в Закон (в пункт 7 статьи 9, подпункт 5 статьи 10.2 и пункт 1 статьи 26)) в целях установления запрета ввоза этилового спирта из государств-членов Таможенного союза без уплаты авансового платежа акциза.
Такие изменения предусматривается ввести в действие с 1 августа 2014 года (по аналогии с соответствующими изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. No 269-ФЗ).
No comments