Если у тебя есть друг — дай ему пиво.
Если ты его и вправду любишь — научи его варить.

— Персидская мудрость

Производство пивоваренного солода в России: настоящее и будущее (2023-10-26)

В последние годы у пивоваренной отрасли России много проблем, потрясений, быстрых изменений и перестроек привычных схем работы из-за логистических сложностей, вызванных санкционной политикой других государств, и поведения ряда иностранных компаний, которые ранее составляли солидную часть отечественного рынка.

И все эти масштабные события затронули многие бизнес-процессы, отразились как на производителях крафта, так и на крупных заводах, которым пришлось думать о сырье, обновлении оборудования, рынках сбыта и других проблемах здесь и сейчас. И если по многим темам в повестке еще есть вопросы, то в плане самообеспеченности солодом российским производителям не о чем беспокоиться. Если в двух словах, то в этой нише идет стремительное импортозамещение и стабильное наращивание. Но обо всем по порядку.

Краткая историческая справка

Упоминание об умении растить и готовить солод на Руси можно найти даже в древних летописях. Об этом, в частности, писал русский историк Николай Аристов. Квас, мед и пиво тогда были самыми популярными напитками, и их свободно варили для домашнего потребления. Конечно, о промышленном производстве речи не шло. Но с распространением хмельных напитков русские князья увидели в этом коммерческую выгоду для казны и установили пошлины на солод и хмель. Так вольное право на изготовление таких напитков постепенно вытеснялось, и отрасль выделилась в самостоятельную, но быстро обросла системой откупов и ограничений, которые в итоге привели ее в глубокий упадок. Вопрос о производстве солода тоже был неактуальным.

Отправной точкой для возрождения и интенсивного развития российского производства пивоваренного солода можно считать 19 век. Тогда были внедрены основные профессиональные технологии, которые стали использовать предприятия для массового выпуска продукции. Долгие годы крупнейшим производителем на отечественном рынке была Краснодарская пивоваренная фабрика, открытая в 1875 году. И объемы росли, в 1913-м в России производили уже 300 тыс. тонн солода в год.

Но потом случилась революция 1917 года, которая перевернула не только социально-экономическую жизнь страны, но и производство солода с пивом. После введения коммунистической экономики объемы резко упали. А в период 1950–1990 годов за весь объем и вовсе отвечало всего несколько крупных предприятий. Современность внесла свои коррективы, и теперь таких производителей пивоваренного солода несколько десятков, а в их ассортименте большой выбор продукции разных сортов и качества.

Отечественные игроки вытесняют зарубежных

Сегодня российский рынок солода формируется в основном за счет отечественной продукции. Она преобладает по объемам, что позволяет говорить о достаточной самообеспеченности, хотя доля импорта и остается. Но она максимум доходит до 8 %, и то в зависимости от периода. Пиковые показатели по закупкам отмечались в 2018 и 2021 годах, но уже в 2022-м импорт показал рекордный минимум (например, Германия снизила объем поставок на максимальную сумму 3 млн долларов). Поэтому сейчас общая тенденция на полное замещение прослеживается очень четко, и внутреннее производство показывает рост с высокой динамикой.

Можно даже проследить это по изменениям ориентиров: если в начале 2000-х Россия была импортером солода и ввозила более 500 тыс. тонн каждый год, то сегодня страна уже нетто-экспортер. В 2021 году на экспорт пришлось 317 тыс. тонн. Хотя в 2022 году объем отгрузок и уменьшился до 228 тыс. тонн, что связано в первую очередь с логистическими проблемами, РФ по-прежнему остается важным игроком на мировом рынке. В самой России расчетный объем потребления солода в прошлом году составил 1,5 млн тонн, и за последние 5 лет это рекордное значение. С 2017-го по 2022-й данный показатель ежегодно увеличивался на 4,3 % (и в мировой структуре потребления солода у РФ четвертое место с долей 6,1 %). Доля импорта в общем объеме потребления была в среднем 5 % в этот период и продолжает снижаться, что в перспективе позволяет нивелировать и без того небольшую зависимость.

Что с объемами производства?

В 2022 году, по данным Союза производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции, отечественные предприятия выпустили более 1,7 млн тонн солода, что на 5,6 % (89,8 тыс. тонн) больше относительного прошлого сезона. И в целом отрасль показывает стабильный темп со среднегодовым приростом на уровне 6,5 %, начиная с 2017-го.

Лидирующие регионы по производству солода:

  1. Центральный федеральный округ — 63,7 % за 2017–2022 гг.

  2. Приволжский федеральный округ — 18,8 % за аналогичный период.

Традиционными «точками» являются Рязанская, Белгородская, Самарская, Тульская, Челябинская, Омская области, Краснодарский край, Башкортостан и Татарстан.

По промежуточной статистике Росстата за январь-апрель 2023-го, производство солода уже составило более 610 тыс. тонн, что превышает аналогичные данные прошлого года на 13,7 %. И такой рост уже можно считать рекордным. Ожидается, что страна выйдет на показатель 1,8 млн тонн в общем объеме, а значит, отечественные солодовенные предприятия в сезоне 2023/2024 будут загружены по максимуму. По прогнозам, придется даже расконсервировать небольшие старые солодовни, которые до этого много лет простаивали.

Преобладает во внутреннем производстве традиционно ячменный солод, на который приходится около 94,9 %. За ним идет ржаной и пшеничный с долей 2,6 % и 0,5 % соответственно. Конечно, не весь производимый объем идет в пивоваренную индустрию, часть забирают хлебопекарная отрасль (сырье используют для хлебобулочных, макаронных, кондитерских изделий) и производители кваса, однако это минимальные объемы. Динамика спроса на солод по-прежнему крепко завязана на ситуации у пивоваров. И в массовом производстве пива все преимущество сейчас у отечественного солода. Да, некоторые особые сорта, например шоколадные или карамельные, до сих пор импортируются, но в общем объеме весь импорт за 2022-й упал более чем на 35 %, по оценкам BusinesStat. И логично, что ниша не осталась пустовать без этих поставок, ее постепенно занимают отечественные производители.

На заметку

Для солода нет официальной универсальной системы классификации по категориям и подкатегориям. Как правило, основными определяющими характеристиками являются доля засыпи, цветность (светлый, темный), получаемые сорта пива. Еще все солоды подразделяются на основные, которые дают большую часть ферментов для преобразования крахмала в сахара и составляют больший процент засыпи, и специальные, обычно составляющие меньший процент (5–20 %). Исключение — пшеничный солод, которого в засыпи может быть 100 % при варке пшеничного пива.

В 2023 году эксперты прогнозируют сохранение высокого спроса на солод со стороны потребляющих отраслей. И даже уход с отечественного рынка крупнейших пивоваренных зарубежных концернов не снизит его продажи в стране, ведь как таковой бизнес не останавливается, он просто сменил владельца. А значит, этот сектор рынка сбыта никуда не денется. Предложение солода тоже будет на высоком уровне, так как в этом году ожидается хороший урожай зерна для его производства.

Кстати

Вот еще одно доказательство того, что отечественная пивная отрасль в целом и солодовенная в частности хорошо справляются со сложностями и вызовами рынка. Этой весной Национальный союз производителей ячменя, солода, хмеля и пивобезалкогольной продукции провел традиционный форум «Пивоваренная отрасль России — взгляд в будущее» и специальный конкурс в его рамках «Росглавпиво», в котором было рекордное количество участников. Конкурс проводился в шестой раз с 2017 года. Тогда в нем приняли участие 34 предприятия, которые представили на суд жюри 132 образца продукции. В 2021 году компаний было уже 144, а образцов — 436. В этом году — уже 500 образцов, в том числе сваренных исключительно из отечественного сырья.

Какие перспективы у экспорта?

Из-за роста затрат на транспортировку продукции и усложнения логистики, в которой были разрушены устоявшиеся схемы, аналитики предсказали снижение экспорта в 2023 году. Из собранного урожая 2022 года на продажу за границу отправятся 200–250 тыс. тонн. И цены, соответственно, на такой солод падают по сравнению с пиковыми значениями в том же мае 2022 года (приблизительно 620 евро за тонну вместо 745).

До этого момента поставки на внешние рынки стабильно росли. За период с 2017-го по 2022-й Россия нарастила экспорт с 53 тыс. тонн до 236 (с 22 млн долларов до 127). В стоимостном выражении это было увеличение в 5,6 раза. Приоритетными направлениями все это время были страны СНГ, главным образом Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия. Сегодня в списке наиболее перспективных также страны Латинской Америки, Карибского бассейна, африканские страны, конечно, при условии налаживания эффективной логистики. Поэтому у российской продукции все еще высокий экспортный потенциал, а за обеспеченность внутри страны и вовсе можно быть спокойными.

 


Всё о главном конкурсе пивоваренной продукции России — «РОСГЛАВПИВО® — Главное Пиво России», а также море интересной и полезной информации о пиве на нашем канале в Яндекс.Дзен.

 

Подписывайтесь на наш канал:
dzen.ru/rosglavpivo

С целью максимально оперативного информирования, отправки срочных новостей, эксклюзивных фото и видео-материалов о жизни российских производителей пивоваренного ячменя, солода, хмеля и пивоваренной продукции, нами создан канал РОСГЛАВПИВО® в мессенджере Telegram.

 

Подписывайтесь на наш канал:
t.me/rosglavpivo

 

Поделиться новостью:

Комментариев нет