Хорошее пиво можно опознать с одного глотка, но лучше удостовериться как следует

— Чешская пословица

Вопрос 17: О плагиате упаковки алкогольной продукции (2020-02-27)

Мы уже несколько лет выпускаем пиво в оригинальной упаковке под нашим брендом. Наша продукция пользуется популярностью на рынке. Однако в последнее время мы заметили, что на рынке стала появляться продукция другого производителя, выпускаемая под другим брендом, но в упаковке, имитирующей нашу. Посоветуйте, как мы можем защитить нашу продукцию в этих условиях?

В данном случае может быть предложено несколько способов защиты нарушенных прав. Прежде всего, оригинальная упаковка как произведение дизайна является объектом авторского права (ст. 1259 ГК РФ) и может защищаться в данном качестве. В том случае, если имеет место копирование упаковки организацией-конкурентом, можно говорить о незаконном использовании произведения дизайна. Для обеспечения защиты нарушенного права необходимо поднять документы, на основании которой пострадавшая сторона получила права на произведение дизайна (это могут быть договоры об отчуждении исключительного права, лицензионные договоры с авторами; договоры авторского подряда; трудовые договоры с авторами-работниками и проч.), закупить образцы спорной пивной продукции, направить правонарушителю досудебную претензию и по истечении 30-дневного срока ответа на нее обратиться с исковым заявлением в суд.

Согласно ст. 1301 ГК РФ в случае нарушения исключительного права на произведения правообладатель по своему выбору может требовать с правонарушителя выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

В том случае, если решение внешнего вида упаковки было запатентовано в качестве промышленного образца (ст. 1352 ГК РФ), необходимо обращаться в суд с иском о нарушении нарушенных патентных прав.

Следует также учитывать, что за нарушение авторских и патентных прав в зависимости от масштаба деяния правонарушитель может нести административную (ст. 7.12 КоАП РФ) или уголовную (ч. 2 ст. 146 УК РФ, ст. 147 УК РФ) ответственность.

Наконец, одним из наиболее эффективных способов защиты является обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с заявлением о факте недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

При подтверждении факта недобросовестной конкуренции ФАС выдаст правонарушителю предписание об устранении нарушений, а в случае его невыполнения — привлечет к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (штраф на организацию от 100 000 до 500 000 руб.).

Рекомендуем предприятиям пивобезалкогольной отрасли Российской Федерации во избежание возможных проблем заключить с ведущей юридической фирмой «Ладонин и партнёры» договор комплексноо юридического сопровождения. Стоимость ежемесячного обслуживания — 60.000 рублей.

Поделиться новостью:

Комментариев нет