У нас алкоголизм — явление историческое, опирающееся на многочисленные привилегии, пожалованные нашими королями, повелевавшими городам пиво варить, а подданным — его пить.

— Ярослав Гашек

ПИВНАЯ ИНФЛЯЦИЯ ЗА 7 ЛЕТ: 2013-2020 гг., сравниваем цены 30 сортов пива и анализируем (2020-09-19)

Ровно семь лет тому назад для проведения нашего эксперимента по оценке органолептических показателей пивоваренной продукции в сентябре 2013 года в магазине «Перекрёсток» в г. Москва, а также в магазине «Edeka» в г. Нюрнберг, нами были приобретены 35 образцов пива в различной потребительской таре, которые в обезличенном виде были отправлены для проведения расширенной экспертизы в адрес нашего партнёра – Технического университета г. Мюнхен. Подробности: https://barley-malt.ru/?p=5731.

Сегодня нас интересует вопрос, что произошло за семь лет с ценой пива, которое мы покупали? Что касается пива, произведённого в России, то нужно отметить рост акциза с 15 до 22 рублей, который напрямую влияет на стоимость пива на полке, а также рост ставки НДС в 2019 году с 18% до 20%. В отличии от России, ставка акциза на пиво в Германии осталась неизменной, а НДС не так давно был вообще снижен с 19% до 16%.

Важно отметить, что пиво в сентябре 2020 г. мы приобретали для максимально объективного сравнения, исходя из наших покупок 2013 года, также в супермаркете «Перекресток» г. Москвы, а также, в виду отсутствия ряда позиций цена бралась из открытых источников (сайты www.napolke.ru, www.winestyle.ru, www.globus.ru, www.lenta.ru без учёта возможных скидок, предоставляемых торговыми сетями), при этом ввиду значительного разброса цен нами вычислялась цена на основании не менее трёх ценовых предложений разных торговых точек.

Сразу отметим, что семь лет назад производители пива в России не использовали тару 0,45 л или 0,47 л, сегодня, за редким исключением, эта упаковка сменила привычную нам тару 0,5 л.

Все данные по всем образцам пива, ценам 2013 г. и 2020 г. приведены в сводной таблице, приведённой в конце исследования.

Таким образом, за 7 лет рост цены на пиво в Германии составил примерно 20-25%, что в 2-3 раза превышает официальный совокупный уровень инфляции (по каждой позиции мы пересчитывали цену с учётом инфляции за каждый год набегающим итогом с 2013 – 2020 г.).

Данные об инфляции в Германии по сравнению в Россией

Для более математически достоверного подсчёта данных в России в нашей модели мы привели цену пива к общему знаменателю, пересчитав фактор снижения объёма упаковки и убрав из расчётов рост ставки акциза.

Таким образом, цена на пиво в рознице в России за 7 лет, за редким исключением, выросла в среднем на 30-60%, что не только не превышает официальный совокупный уровень инфляции за 7 лет, но и по ряду позиций в 1,5-2 раза ниже этого уровня. Как и в случае с Германией, для более точных расчётов мы пересчитывали цену с учётом инфляции за каждый год набегающим итогом с 2013 – 2020 г. Ну, а те наши читателям, кому интересны максимально точне цифры, могут самостоятельно учесть и рост ставки НДС с 18% до 20%, скорректировав итоговые цены и пересчитать %.

Какие выводы можно сделать исходя из наших расчётов? Рентабельность и, соответственно, привлекательность пивоваренной отрасли Российской Федерации для инвесторов серьёзно снижается из года в год. И это уже не просто слова. 

Рост затрат на производство пивоваренной продукции вследствие укрепления курса валют, роста ставки акциза, роста цен на сырьё, энергоносители, оборудование, заработную плату и т.д. по нашей оценке должен был привести к не менее чем двух-кратному росту цены пива по сравнению с 2013 г., но, как мы видим, этого не произошло, в том числе и в связи с тем, что в таком случае конкурентоспособность пивоваренной продукции по отношению к другим видам алкоголя была бы снижена, и мы бы наблюдали значительный спад продаж. Единственная возможность для пивоваров сегодня выжить — и дальше снижать свою маржу, которая рано или поздно приблизится к нулевой отметке. К сожалению, надеяться на то, что свою маржу снизят дистрибьютеры, розничные сети или магазины, чтобы помочь пивоварам, увы, не приходится. Как долго сможет отрасль выживать в таких условиях?

Мы считаем, что именно сегодня Правительству Российской Федерации нужно быть особо внимательным с любыми возможными законодательные инициативам, которые ведут к увеличению себестоимости пивоваренной продукции. Их практическая реализация может иметь самые катастрофические последствия как для пивоваренной отрасли, так и для смежных отраслей.

Пиво цены 2013 2020

Поделиться новостью:

Комментариев нет