Это для меня так же естественно, как прием пищи, и столь же необходимо. Мне и в голову не придет есть и при этом не пить пиво

— Эрнест Хемингуэй

Создание Правительственной комиссии по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции. (2014-07-11)

В соответствии с многочисленными обращениями нашего Союза в адрес Президента Российской Федерации В. В. Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ И. П. Чуяна о ненадлежащем исполнении положений Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным, об отсутствии у регулятора рынка действенных механизмов воздействия на предприятия пивоваренной отрасли, виновных в возникновении нелегального рынка пивоваренной продукции, масштаб которого, при отсутствии действенных мер противодействия может в ближайшие годы сравниться с нелегальным рынком водочной продукции, что было отмечено на совещании по вопросам совершенствования акцизного налогообложения алкогольной продукции, прошедшем в Совете Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации 2 июля 2014, где нами была предоставлена информация, что темпы снижения легального производства пивоваренной продукции в несколько раз превышают темпы сокращения ее потребления, что свидетельствует о существовании нелегального рынка пивоваренной продукции и приведены примеры пивоваренных предприятий, уклоняющихся от уплаты акцизов, и в первую очередь, в виду общей сложной ситуации на рынке алкогольной продукции государств-участников Евразийского Экономического Союза, было принято решение о создании Правительственной комиссии по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Более подробно с позицией нашего Союза можно ознакомиться в аналитической статье от 18.02.2014 г. «Лицензирование производства, оборота и розничных продаж пива – зачем?»

В свою очередь, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в пределах своих полномочий адекватно реагирует на обращения нашего Союза и принимает меры по совершенствованию законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но в рамках межведомственного взаимодействия согласительные процедуры по законопроектам зачастую носят затяжной характер. Типичным примером недобросовестного межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка со стороны ряда государственных структур является попытки «опрокинуть» действующее Российское законодательство, предписывающее использовать не менее 80% пивоваренного солода при производстве пива, в угоду транснациональным пивоваренным компаниям.

В настоящее время на алкогольном рынке страны отмечается обострение криминальной ситуации, создаваемой противоправной деятельностью недобросовестных участников рынка, которые либо успешно обходят стороной свои обязательства налогоплательщиков, либо нелегально производят алкогольную продукцию и реализуют ее по ценам ниже установленного минимального предела.

Такая ситуация во многом вызвана сложившимися условиями высоких ставок акцизов и сопутствующим этим условиям спадом производства алкогольной продукции, а также она создает риски сокращения поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в стране происходит не снижение уровня потребления алкоголя, а увеличение доли его нелегального производства и оборота.

Все изложенное отражает необходимость принятия оперативных мер по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Однако решение вопросов при осуществлении такого противодействия требует комплексного подхода с учетом полномочий целого ряда федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и, прежде всего, в части совершенствования нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Так, Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка необходимо внести изменения в отраслевой Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Кроме того, требуют уточнений и дополнений законодательные акты, касающиеся компетенции других министерств и ведомств, а именно: законодательство о налогах и сборах, бюджетное законодательство, законодательство об обращении лекарственных средств, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты.

Нашим Союзом готовится аналитическая записка о ситуации на рынке пивоваренной продукции Российской Федерации, включая список предприятий отрасли, создающих нелегальный рынок пивоваренной продукции в стране, которая поступит в адрес Правительства на первое заседание создаваемой Правительственной комиссии по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

С проектом Постановления о создании Правительственной комиссии можно ознакомиться здесь.

Комментариев нет