Не дорог квас, дорога изюминка в квасу.

Лицензирование производства, оборота и розничных продаж пива – зачем? (2014-02-18)

Одной из основных тем, вызывающих дискуссии в пивоваренном сообществе, является тема возможного введения лицензирования.
(См. подробнее:
Государственная Дума: Лицензирование производства пива с 01.07.2014 г.
Лицензирование и ЕГАИС — будущее пивоваренной отрасли России
Виктор Звагельский предлагает ужесточить регулирование пива
Лицензирование производства пива: казнить нельзя помиловать
Плач Ярославны или реальные/мнимые проблемы пивоваренной отрасли России
Президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции о развитии ремесленного пивоварения в России, интервью для журнала «Пивное дело», 26 сентября 2013
Президент Национального союза производителей ячменя, солода, хмеля и пиво-безалкогольной продукции о развитии ремесленного пивоварения в России
В. Дробиз: ПИВО – проверка государства на управленческую зрелость
Открытое письмо Президента НСППЯиС А. Мордовина к представителям производственной цепочки «пивоваренный ячмень — пиво»).

Лицензия на алкогольРассмотрим детально, что такое лицензирование производства, оборота и розничных продаж пива, для чего оно может быть необходимо государству и необходимо ли оно, а также просчитаем возможные последствия принятия закона об обязательном лицензировании в отношении пивоваренной продукции.

Лицензирование, в контексте пивоваренной (алкогольной) отрасли – это одна из мер регулирования отрасли со стороны  лицензиата (Государства), имеющая вполне определённую направленность: защита законных прав и интересов граждан и самого государства, а также здоровья, и необходимая для формирования правильной этической и социально-нравственной жизни общества.

В целом, лицензирование – это большой комплекс мероприятий, который связан не только с необходимостью получения лицензии, но и с осуществлением контролирующих функций регулятором рынка над лицензиатами (получателями лицензий) и формированием требований к лицензионной деятельности, в том числе создание механизмов отзыва, приостановления и возобновления лицензии.

Простыми словами лицензирование – форма регулирования со стороны государства хозяйственной деятельности, которая заключается в невозможности осуществления предпринимательской деятельности того или иного рода без наличия лицензии.

Для введения лицензирования необходимо соблюдение следующих условий (приведём лишь основные):

1. Определение субъекта лицензирования, а также пороговых социально-экономических показателей необходимости введения лицензирования для определённого вида деятельности и полноценное обоснование; в нашем случае, субъект — пивоваренная отрасль, высокий уровень потребления пивоваренной и, в целом, алкогольной продукции в стране, недостаточно развитая культура потребления, рост нелегального рынка пивоваренной продукции и т.д.

2. Недостаточные возможности, или отсутствие таковых, у регулятора рынка для выполнения своих прямых обязанностей без введения процедуры лицензирования и полноценное обоснование; в нашем случае – каким образом может регулятор рынка повлиять сегодня на нерадивого пивовара? Привлечь к ответственности за недостоверное декларирование – штраф 40.000 руб., а также за производство некачественной продукции (нарушения требований технического регламента), максимальный штраф в случае доказанного нанесения вреда здоровью людей — 1.000.000 руб. Этого явно недостаточно.

3. Законодательное закрепление лицензируемого вида деятельности и обеспечение плавного перехода отрасли к новому формату ведения деятельности, при этом инициатором может выступать как регулятор рынка, так и любые структуры государственной власти (в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации – Президент, Законодательные собрания, депутаты и пр.); в нашем случае – законопроект уже внесён (см. подробнее).

4. Формирование и закрепление единого порядка лицензирования деятельности;

в нашем случае — в контексте пивоваренной отрасли возможно разделение отрасли на подгруппы, с формированием различного подхода к лицензированию и комфортных переходных периодов для различных по объёму производства предприятий.

5. Определение исчерпывающего списка требований, предъявляемых к лицензируемым видам деятельности; в нашем случае — необходимо широкое привлечение общественности к разработке данных требований.

6. Предоставление полного доступа к информации об осуществлении процедуры лицензирования; в нашем случае — максимальная открытость действий лицензиата по отношению к лицензиару.  

В случае введения системы лицензирования, особо важным будет наличие мощной общественной организации, обеспечивающей прозрачность действий лицензиата по отношению к лицензиару и оказывающей юридическую поддержку лицензиару во всех вопросах лицензирования деятельности с целью исключения злоупотреблений.

Многие считают, что вопрос лицензирования пивоваренной отрасли и вопросы возникновения административного «давления» появились не так давно, обвиняя Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка во всех своих проблемах, (см. подробнее), однако, это вопрос имеет более глубокие корни. Мы провели анализ законодательного регулирования в отношении пивоваренной отрасли, и, мы видим очень интересный факт —

с уходом из отрасли в середине 2000-х годов мощного отраслевого лоббиста – Таймураза Казбековича Боллоева, собственника и Президента ОАО «Балтика», дела пивоваров, оказавшихся заложниками временных наёмных менеджеров из Союза «российских» пивоваров, сменяющих один другого (Антон Артемьев, Даниил Бриманн, Вячеслав Мамонтов, Исаак Шепс, Джеймс Уилсон, Виктор Пятко, Анна Мелешина, Алик Туйгунов и т.д.), большинство из них Вы и не вспомните, а ведь они представляли интересы пивоваров, интересы ВАШЕЙ отрасли в органах государственной власти (!) и бегущих в последнее время, как крысы с тонущего корабля в другие отрасли, покатились стремительно под откос:

21 сентября 1998 года депутаты Госдумы приняли в третьем чтении инициированные коммунистами и аграриями поправки к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», в соответствии с которыми пиво обретало статус алкогольного продукта. Они были отклонены Советом Федерации;
15 декабря 2000 года главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко подписал постановление «Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией», в котором предлагалось считать пиво крепостью более 6% алкогольным напитком. В марте 2001 года постановление было отменено;
14 июля 2001 года Приморская областная дума внесла на рассмотрение в Госдуму РФ новую редакцию закона, которая относила к алкогольным напиткам пиво крепостью более 8%. Они также были отклонены;
5 сентября 2004 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе», запрещающие рекламу пива в теле- и радиопрограммах с 7:00 до 22:00;
1 января 2005 года в рекламе пива также запрещено использовать образы людей и животных;
в 2009 году ФАС потребовала от пивоваров не использовать в роликах закадровые диалоги, крупные планы двигающихся автомобилей и чокающиеся кружки;
9 апреля 2005 года вступил в силу закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», согласно которому запрещено продавать и распивать пиво с содержанием алкоголя более 0,5% в спортивных сооружениях и на транспорте городского и пригородного сообщения. Также прописан запрет на продажу и распитие пива несовершеннолетними;
5 декабря 2005 года в КоАП внесены поправки, устанавливающие штрафы за распитие пива в общественных местах и вовлечение несовершеннолетних в употребление пива;
18 июля 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, приравнявший пиво к остальным алкогольным напиткам и распространяющий на него те же ограничения, в том числе запрет на телерекламу. Запрещается торговля пивом в ночные часы — с 23:00 до 8:00;
с 2013 года вступил в силу запрет на продажу пива в ларьках.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Рассмотрим проблемный комплекс более детально:

Любой регулятор рынка руководствуется в своей работе основными документами и обязан их исполнять, к примеру, в Министерстве сельского хозяйства это:   Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013 – 2020 гг., Доктрина продовольственной безопасности и пр.

Чем же руководствуется в своей работе Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка?

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка»;

Регламент Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;

а также: Антиалкогольная Концепция Правительства РФ 2010-2020 гг.

И, простите за откровенность, ненадлежащее исполнение  руководством Министерств и ведомств регламентирующих документов прогнозируемо приводит к отставке, и, любой руководитель будет делать всё необходимое для выполнения должностных обязанностей и достижения заложенных в регламентирующих документах ключевых показателей, в нашем случае – снижение объёмов производства и потребления алкогольной продукции.

Поэтому нет абсолютно никакой нужды винить «без вины виноватых», а вот формировать новое лицо и имидж отрасли, реализуя формат, заложенный нашим Союзом, правило трёх «К»: «Культура потребления – качество продукции – контроль государства»,  вносить изменения  в Концепцию и подходов в ней к различным видам алкогольной продукции и стремиться к максимально эффективному взаимодействию с регулятором и органами государственной власти с целью минимизации для отрасли последствий реализации Концепции просто необходимо (это и комфортные переходные периоды и различное по жёсткости законодательное регулирование и т.д.).

Поэтому, считаем, что лицензирование производства, оборота и розничных продаж пивоваренной продукции, является неизбежным итогом ряда процессов, в возникновении которых пивоварам можно винить только себя, и, было НЕЛЬЗЯ, ни в коем случае недопустимо, являясь собственниками бизнеса, полностью переключаться на вопросы экономического развития, оставляя политическую составляющую пивоваренной тематики на откуп наёмному, пусть и высокооплачиваемому, но менеджменту.

Лицензирование, как механизм воздействия регулятора рынка на отрасль, является в нашем случае неотвратимым злом, но другого выхода из сложившейся ситуации просто нет, или побудем фантастами и рассмотрим идеи Союза «российских» пивоваров о выведении пивоваренной отрасли из разряда алкогольной продукции, о формировании для пивоваров отдельного законодательного регулирования и так далее. Но жизнь существенно отличается от фантастики, пусть даже и научной.

Вопросы, конечно, есть — что же и как будет лицензироваться производство, оборот и розница, или по отдельности; или что-то сначала, а что-то позже; какие будут переходные сроки и много другое.

Мы постараемся максимально сгладить любую возникшую ситуацию, но для этого нам необходимы Вы – пивовары России. Приглашаем к вступлению в наш Союз. Информация о вступлении доступна на нашем вебсайте www.barley-malt.ru.

Поделиться новостью:

3 комментария

  1. Владимир:

    Коллеги-пивовары !
    Я надеюсь, что небольших пивоваров (ресторанного типа) лицензировать не будут ?
    А то сразу вспоминаю 90-е годы, тогда тож на всех ларьках эти лицензии висели !
    Кто-нибудь знает ? Заранее признателен за ответ. И что там за тема вменённого акциза ?
    А то мы сдали недавно расчёты, что по ним будут считать, или как ?

  2. Евгений Данской:

    Привет ! Владимир это город или имя ? А то я с Владимирской области, пиши в личку: chief.danskoi2015@yandex.ru
    Думаю, что пока никто не знает, но слышал, что Звагельский, главный по водке, говорил, что
    минипивоварни не планируют лицензировать.
     

  3. Николай (Липецк):

    Коллеги, забейте в поисковике на этом сайте «Лицензирование» и на многие интересующие вас  вопросы получите ответы..