Новость о возможном строительстве китайскими инвесторами – компанией «Цзюй Синь Солод Технология» — никому не известной компанией из КНР на территории китайско-белорусского промышленного парка «Великий камень» современного солодовенного производства на 300.000 тонн солода в год выглядит на фоне катастрофического состояния солодовенной отрасли государств-участников Евразийского экономического союза настолько фантастической, как и грядущее закрытие солодовенного предприятия компании «Каргилл», расположенного в г. Ефремов Тульской области.
Однако, по информации из компетентных источников, солодовня компании «Cargill» в Тульской области всё же будет в ближайшее время закрыта, при этом закрытие солодовни, во всяком случае, пока никак не отразится на деятельности компании по производству глюкозо-паточной продукции. Что же не устроило американцев? Объёмы производства пива предприятиями транснационального пивоваренного бизнеса в России падают, и, это падение ничто не сможет остановить. Интересно отметить, что компанией Carlsberg в срочном порядке разрабатывается антикризисный план, который будет включать в себя дальнейшее закрытие заводов в России, в особенности после введения системы перераспределения акцизов и перевода пивных акцизов в Федеральный бюджет.
По понятным причинам основными потребителями солода компании «Cargill» были предприятия транснационалов. Более того – слияние SAB MILLER и EFES лишило «Cargill» одного из основных покупателей. Да и борьба за рынок поставок независимым российским пивоварам, к сожалению для «Cargill», складывалась однозначно в пользу конкурентов…
Ну что же – вернёмся к китайцам.
«Великий камень» — особая экономическая зона в Белоруссии, созданная согласно межправительственному соглашению между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь.
Индустриальный парк создаётся на территории Смолевичского района Минской области вблизи Национального аэропорта «Минск».
Наш Союз интенсивно, на протяжении последних 10 лет, работает с ведущими предприятиями Китайской солодовенной и пивоваренной отрасли, являющимися участниками Международного проекта нашего Союза — «Пекинская программа» — и, как это ни странно, о такой компании как «Цзюй Синь Солод Технология» мы пока не слышали.
Впечатляют, однако, цифры, которые сообщают представители КНР, готовые вложить в строительство солодовенного предприятия и в белорусскую экономику на протяжении примерно года — свыше 100 млн. долларов (!). Строительство завода, по словам представителей компании, должно пройти в два этапа – по 150.000 тонн каждый. Детальная проработка проекта китайцами впечатляет не менее:
По окончании строительства компания «Цзюй Синь Солод Технология» — восьмой резидент индустриального парка — будет производить солод, который, по заверению представителей КНР, они станут напрямую отправлять в Китайскую Народную Республику, а также в зарубежные страны.
Интересно отметить, что китайцы также пообещали производить солод из привозного пивоваренного ячменя и не реализовывать солод на территории Республики Беларусь, дабы не вступать в конкуренцию с продукцией местной компании ОАО «Белсолод».
Посмотрим на ведущих мировых производителей солода:
«Цзюй Синь Солод Технология» не значится не только в списке крупнейших производителей, её нет вообще среди производителей солода. Что-то здесь не так…
Однако строительство Китаем завода по производству солода было одним из итогов договоренностей между президентами Беларуси и КНР, которые были заключены во время визита в Минск Си Цзиньпином, а 18 сентября 2015 года была произведена торжественная закладка «Первого камня» на новом заводе.
Значит, если всё серьёзно, то «вдруг, откуда ни возьмись, появившийся «Цзюй Синь» таки построит вожделенный 300-тысячник, который однозначно обвалит не только солодовенный рынок Республики Беларусь, но и весь солодовенный бизнес Российской Федерации, причём его в первую очередь, ведь весь объём пивоваренного ячменя будет закупаться однозначно в России, и солод пойдёт на экспорт также в Россию, которая будет рассматриваться китайскими инвесторами как один из возможных (главных) рынков сбыта своей продукции. Тогда в России закроется не только «Каргилл», а также все независимые производители солода – «Белгорсолод», «Курский солод», Балтийская солодовенная компания…
Кто выиграет от появления Великих китайцев? Однозначно выиграют производители пивоваренного ячменя (появится новая возможность сбыта продукции) и российские пивоваренные компании (во всяком случае, на первых порах, когда китайцы будут демпинговать).
Так что же в итоге? Если китайцы не шутят, то грядёт нешуточный передел рынка. Жёсткий и бескомпромиссный. И уже сегодня можно сказать, что китайцы выиграют любые ценовые и конкурентные войны. Причём в самом ближайшем будущем.
Возможно, это станет хорошим поводом российскому и белорусскому солодовенному бизнесу всерьёз задуматься о необходимости объединения усилий по отстаиванию своих интересов. Однако, наш опыт работы с предприятиями отрасли, и их полное нежелание взаимодействовать друг с другом даже при очевидных преимуществах, к примеру, введения на территории Евразийского экономического сообщества стандартов РФ о необходимости использования не менее 80% солода при производстве пива, показывает, что… В общем, как это ни прискорбно, у китайцев есть все шансы…
Комментариев нет